На главную
Святый праведный отче наш Иоанне, моли Бога о нас!
Вопросы батюшке
Прием вопросов временно приостановлен.

Как относиться к опаздывающим на литургию?

Добрый вечер, отец Максим. Слушала беседы о литургии митрополита Сурожского, Антония.  Вот, что он говорил: "Слово литургия - общее дело народа Божия, этим сразу сказано, что литургия не является частным делом священника, это ничье частное дело, это дело всей Церкви, и поэтому первое действие в литургии это не слова, которые священник произнесет, а это собирание народа в Храм. Это сразу ставит перед нами и задачу, и вопрос, и требование. На литургию нельзя приходить с опозданием, не потому, что это вопрос дисциплины или даже просто вежливости по отношению к Богу и к другим людям, а потому, что литургия совершается всем собранным народом, и поэтому, если мы не участвуем в этом совершении, а приходим тогда, когда нам это удобно, или нечаянно,что не всегда простительно, или нарочно, чтобы не отстаивать ее слишком долго, мы в ней участниками уж в полном смысле не являемся".  Мой вопрос: когда стоишь в Храме на литургии ты стараешься погрузиться в молитвенный дух, а здесь тебя кто-нибудь толкает, чтобы протиснуться поставить свечку или  стать впереди, или просят передать свечи. У меня, к сожалению, это вызывает гнев, хотя знаю, что это грех. Как относиться к людям, которые опаздывают на литургию и мешают другим молиться?
спросил 20 Фев, 16 от Любовь
редактировать 21 Фев, 16 от Admin

1 Ответ

Добрый день. Вы привели очень хорошее высказывание Митрополита Сурожского, Антония. Так и хочется после цитаты добавить Евангельское.. «кто имеет уши слышать, да слышит!». Но, к сожалению не все, даже имеющие уши слышат. Такие люди (опаздывающие) были и будут всегда. Но, не зная их, не зная причин опоздания, мы не будем рассуждать о них, ибо закончим всегда одним – осуждением. Гораздо полезнее обратить свой духовный взор на другую сторону данного вопроса. Что тут можно сказать... Ну, во-первых, нужно прикладывать усилия, чтобы нам самим не относиться к опаздывающим в храм (в количественном отношении). А во-вторых, когда мы от чего-то испытываем дискомфорт, мы должны понимать, что внешние причины это всего лишь некий.. раздражитель. А наша реакция на этот раздражитель (единственное, что должно нас волновать), это уже показатель нашего внутреннего состояния, нашей духовной жизни. Поэтому когда мы сталкиваемся с людьми каким-то образом досаждающими нам, мы сразу свой духовный взгляд должны переключить с личности, творящей нам неудобства и напасти, на себя.. Нужно научиться «отпустить» этого человека, чтобы суметь так же пристально сконцентрироваться на своем внутреннем духовном состоянии, проследить и увидеть свои духовные недостатки, которые производят порой в душе многие волнения и горько отзываются на такие вот внешние раздражители.. Это и есть то, с чем мы должны бороться. Это наш целожизненный подвиг. И кто доблестно пройдет его, тот сможет понять, что люди творящие нам напасти – это наши друзья, которые более всех потрудились, чтобы привести нас к должному исправлению наших жизней и очищению наших душ.
ответил 26 Фев, 16 от о.Максим
...