На главную
Святый праведный отче наш Иоанне, моли Бога о нас!
Вопросы батюшке
На вопросы отвечает настоятель храма протоиерей Максим Корбан.

Что можно и что нельзя делать женщине, находящейся в нечистоте

Скажите пожалуйста, что можно и что нельзя делать женщине, находящейся в нечистоте, а именно: можно ли читать Евангелие и Апостол, можно ли подавать поминальные записки, перебирать помянники (в поисках своего), можно ли освящать пасхальный кулич и как потом его вкушать? Мария.
спросил 03 Ноя, 13 от аноним

1 Ответ

О, сколько раз за день священнику, служащему в храме, приходится сталкиваться с этой темой!.. Прихожанки (даже в Двунадесятые праздники) боятся войти в храм, приложиться ко кресту или праздничной иконе, поставить свечу… Как быть?
Были ли какие-то запреты у древних христиан, мы об этом никаких сведений не имеем. Напротив, знаем, что древние христиане еженедельно, даже под угрозой смерти собирались в домах, служили Литургию и причащались. Если бы были из этого правила исключения, например для женщин в известный период, то об этом бы упомянули древние церковные памятники. Они ничего об этом не говорят.
Но вопрос такой ставился. И в середине III века св. Климент Римский в сочинении "Апостольские постановления" писал:
…Брак почтен и честен, и рождение детей чисто… и естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя".
В VI веке на эту же тему пишет св. Григорий Двоеслов Он отвечает на заданный об этом вопрос архиепископу англов Августину, говоря, что женщина может входить в храм и приступать к таинствам во время месячных:
"Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее. Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?..
Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально, но, приняв его, она не совершит греха… И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества…
Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к Таинству Тела и Крови Господних, следует их похвалить за благочестие. Если же они… захотят принять это Таинство, не следует, как мы сказали, им в этом препятствовать".
Через 100 лет на тему естественных процессов организма пишет св. Афанасий Александрийский. Он говорит, что все творение Божие "добро и чисто". "Скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как, например, если бы кто захотел поставить в вину исхождение мокроты из ноздрей и слюну изо рта? Можем сказать и о большем, о извержениях чрева, которые необходимы для жизни живого существа. Если же, по Божественному Писанию, верим, что человек есть дело рук Божиих, то как от чистой силы могло произойти творение скверное? И если помним, что мы есть род Божий (Деян 17, 28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда делаем грех, всякого зловония худший".
По св. Афанасию мысли о чистом и нечистом предлагаются нам "ухищрениями диавольскими", чтобы отвлечь нас от духовной жизни.
Ввиду актуальности этого вопроса его изучил современный богослов Патриарх Сербский Павел (+2009 г.). Об этом он написал много раз переизданную статью с характерным названием: "Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она "нечиста" (во время месячных)"?
Святейший Патриарх пишет: "Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная - креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься".
Мы видим, что Патриарх Павел приходит к выводу, что "эта нечистота только физическая, телесная (а не ритуальная), равно как и выделения из других органов".
В 2006 году в Москве, в Даниловом монастыре прошел Пастырский семинар, посвященный практике подготовки к Причащению. На нем в частности было отмечено: для женщин в период месячных причащаться не рекомендуется, однако нет других ограничений на участие в богослужении, они могут прикладываться к святыням, принимать антидор, святую воду и пр.
Подводя итог, можно сказать, что большинство современных православных священников, уважая, хотя часто и не понимая логики запрещений, все же не рекомендуют женщине во время месячных прикладываться к иконам, прикасаться к святыне и уж тем более причащаться.
Другие священники, считают что не следует ни на какие естественные процессы организма обращать внимание - оскверняет человека лишь грех.
Лично я могу сказать следующее… Все, что Вы перечисляете в своем вопросе, а именно: читать Апостол и Евангелие, подавать записки, освящать Пасхальный кулич и яйца, а так же вкушать их на мой взгляд не является грехом и не возбраняется. Что касается всего остального, думается православной христианке должно смиренно следовать рекомендациям своего духовника.
ответил 03 Ноя, 13 от о.Максим
...